Tuesday, Mar 19th

Сайт обновлен24.08.2020

Вы здесь: Главная страница События и люди Общественная деятельность Когда я смотрю на этот памятник…

Когда я смотрю на этот памятник…

Когда я смотрю на этот памятник, моё сердце сжимается от боли за тех, кто прошёл пекло войны, и за тех,  кто не вернулся. Мне кажется, я чувствую то же отчаяние и подавленность от увиденного и пережитого.

Я вижу, как какой-то мальчуган, ловко вскарабкавшийся на неподвижную фигуру уставшего, но вместе с тем величественного и мужественного воина, ласково гладит его, как бы утешает. Он тоже чувствует его боль, хочет разделить её с ним.

«Ты будто становишься одним из них. Из тех, кто на передовой, из тех, кто взрывался, из тех, кто рвался в бой, - говорит архитектор «Черного тюльпана» Андрей Николаевич Серов о времени работы над данным монументом. - Начинаешь смотреть, или пытаешься смотреть их глазами, их чувствами воспринимать окружение и окружающих. Потому что твое произведение должно отвечать их чаяниям, их душам».

Мечта встретиться с тем, кому принадлежит идея создания именно такого памятника, зародилась давно. Еще несколько лет назад. И вот перед нами Андрей Николаевич Серов – автор монумента, интереснейший,  удивительной души человек.

Андрей Серов родился в 1953г. в Горьковской области, Сорковском сельсовете, в семье офицера. В паспорте Андрея местом рождения значится в/ч 1232. Мама, Капиталина Федоровна, была младшим лейтенантом, медиком, а отец, Николай Иванович, капитаном. Он прошел всю Отечественную войну, был участником обороны Сталинграда.

Казалось, с самого детства Андрей тянулся ко всему армейскому. Помнит, как совсем еще малышом держал в руках ППШ. Еще бы, разве такое забудешь.
Андрей очень трогательно говорит о маме, которая всегда была поддержкой и опорой во всех его начинаниях. Да и отец не был далек от воспитания сына, старался привить ему настоящие мужские, благородные качества, как преданность Родине, патриотизм. Когда позднее Андрей уже служил в армии, отец всегда присылал ему в письмах изречения великого А.В. Суворова. Русская армия, русское офицерство не были для Николая Ивановича пустым звуком. Именно дома, в семье и сформировался для юного А. Серова образ настоящего офицера, который он пронес через всю свою службу в армии.
Андрей Николаевич счастлив оттого, что отец присутствовал на церемонии открытия «Черного тюльпана». Уже старенький Николай Иванович пришел на площадь, его посадили прямо перед сценой. Он был горд успехом сына, ведь именно проект Андрея победил в конкурсе на создание памятника в честь жителей Екатеринбурга и Свердловской области, погибших в ходе войны в Афганистане. Инициатором этого явилось Свердловское областное отделение РСВА.

История создания данного мемориала такова: всего в первом туре конкурса участвовало 15 проектов, представленных различными организациями, группами, отдельными архитекторами. На первом этапе Андрей Николаевич выдвинул совместный эскиз с Константином Васильевичем Грюнбергом под названием «Шурави». Это была двухфигурная  композиция: боец поддерживает раненого бойца. Эта работа не была выбрана. Не удовлетворившись результатом, решили продолжать участие во втором туре конкурса, но уже поотдельности. Решили, что каждый будет делать свою работу, свой проект. Каждый приготовил несколько эскизов. У Андрея Николаевича их было одиннадцать.

В ходе конкурса, в котором участвовало уже только трое (А.Н. Серов, К.В. Грюнберг, В.С. Соколова), были отобраны конечные варианты. Последний вариант принимался на телестудии, куда все трое приехали со своими проектами. Трансляция шла в прямом эфире. Это был волнительный момент для каждого присутствующего. В конечном итоге была выбрана работа А.Н. Серова «Черный тюльпан». Именно она была признана лучшей. Потом будут медали от ветеранов «афганцев», благодарности от администрации города. Потом генералы, офицеры, рядовые «афганцы» и «чеченцы» скажут: «Черный тюльпан – лучший в России памятник русскому солдату».  Потом ветераны других стран, воевавших в других войнах, будут возлагать к его подножию цветы. А пока предстояла большая, тяжелая, но такая важная и необходимая работа: воплотить монумент в жизнь. А ведь эта работа была в самом начале пути А.Серова, как начинающего, только становящегося архитектора-скульптора.

Первый вариант памятника выглядел несколько иначе, чем тот, который мы видим сейчас на площади Российской Армии, конечно, если не брать во внимание вторую очередь памятника «Чечня». Сзади сидящего воина ещё была женщина с развевающимися волосами, простирающая над ним руки. Автор называл ее «ветром Афгана». Было принято решение отказаться от этой фигуры. И Андрей Николаевич посчитал это правильным, потому что образовавшееся пространство за воином лишь подчеркнуло опустошенность, которую ощутили многие ветераны, вернувшись домой.

Сам комплекс представляет собой стилизованное пространство грузового военно-транспортного самолёта, перевозившего на Родину тела погибших солдат и офицеров. Такие самолеты назывались «Черными тюльпанами».  В центре композиции – фигура сидящего солдата с автоматом, вокруг которого установлены имитирующие каркас фюзеляжа самолёта металлические пилоны с именами уральцев, погибших во время боевых действий в Афганистане. Фигура солдата увеличена скульптором Константином Грюнбергом с эскиза модели Андрея Серова. Позади скульптуры проложена из чугунных плит «Черная дорога» на Чечню, как некое продолжение страшных событий в Афганистане. Эта часть была дополнена позже, в 2003г. Чеченская война была уже на нашей Родине, отсюда фамилии погибших ребят ближе к земле. Их жизни как бы брошены на алтарь войны.

Представляет особый интерес и рельеф «Афган», который можно видеть на постаменте, так называемые «крылья войны». Справа представлено наше, советское оружие, а слева оружие, которое стреляло против наших войск.

На другом рельефе мы видим собирательный образ матери или войны и жену, либо невесту погибающего солдата. Руки солдата высвобождены из плоскости рельефа. Они могут задеть проходящего мимо человека. «А мне и надо, чтоб они задевали, чтоб они душу задевали, и пусть задевают тела, – поясняет Андрей Николаевич. - Заденет тело, человек волей-неволей внимательно посмотрит. А если он будет мимо него идти и не видеть мимо чего он идет, так зачем же он здесь идет?»

Кому-то невеста воина в этом рельефе напомнила чеченку. «Даже если бы это было и так, - объясняет автор, - то в этом нет ничего страшного. Ведь война почти гражданская получилась. И это сходство в какой-то мере это и отражает».

Работа над монументом заняла четыре года с момента конкурса до открытия мемориала. Получилось так, что именно этот комплекс стал самым дорогим, близким сердцу из всех выполненных Андреем Николаевичем работ. А их немало: это и мемориал Защитникам Отечества (г.Нягань, 1 премия), и надгробный памятник первому председателю СВА г. Екатеринбурга В. Лебедеву (1премия), памятник герою России А.Д. Шектаеву. Андрей Николаевич - участник конкурсов: мемориал жертвам политических репрессий (2 премия), памятник Татищеву и  Генину (поощрительная премия), памятник академику Вонсовскому (поощрительная премия), памятник Святой Екатерине.

Жена Андрея, Татьяна Серова, помогает мужу в рабочем проектировании. Именно она осуществляла рабочее проектирование мемориала «Черный тюльпан». Она  талантливый архитектор, занимается реставрацией.  Вместе они воспитали сына Федора.  Федору 21 год, он учится на физкультурном факультете педагогического института. Увлекается спортом, как, впрочем, и его отец. Андрей Серов в прошлом боксер.

Хочется пожелать Андрею Николаевичу, чтобы всё в его жизни складывалось хорошо, новых проектов, интересной работы и того, чтобы обязательно была своя мастерская, где он мог бы творить на благо людям и во славу Отечества. И еще раз большое спасибо ему за «Черный тюльпан».