Историчность Иисуса Христа

Мы не можем полностью удостовериться в существовании Бога и познать, каков Он, если только Он Сам не проявит инициативу и не откроет нам Себя. (Пол Литтл)

Водимый внутренним голосом каждый человек, сознательно или бессознательно, ищет свой путь в Небеса. Тот вакуум, который мы ощущаем внутри себя, когда опустошаемся от суеты или остаемся в одиночестве, неизбежно толкает нас на размышление о сущности бытия и приводит к поиску Первопричины всего, что нас окружает.

Французский философ XX века Жан Поль Сарт сказал:
«У каждого человека в груди есть дыра размером с Бога, и каждый сам решает, чем ее заполнить».

И хотя он из этого утверждения делал совсем другие выводы, нужно признать, что именно эта «дыра» является первопричиной поиска Бога. Человек обречен на этот поиск и ничто другое не может прикрыть эту зияющую бездну, только Сам Бог.

Листая пожелтевшие страницы истории, мы находим, что Бог никогда не закрывался от человека. Он давал Откровения о Себе человеку через природу.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…» (Послание к Римлянам 1:20)

Около 2000 лет назад Бог дал человечеству самое большое откровение о Себе. Он послал в этот мир Своего Сына. В безвестном палестинском городке, в хлеву, родился Спаситель человечества, Иисус Христос. Это событие было настолько значимым для вселенной, что разделило все время на две эры: до Христа и нашу эру, в которой мы живем, и по сей день отмечаем рождение Иисуса – Рождество.

Это событие изменило ход истории, повлияло на все события мира.

Но кто такой Иисус Христос? Существовал ли Он на самом деле? Нам, живущим в XXI веке, сегодня трудно поверить в подлинность Евангельских повествований. Неужели действительно Сын Бога обитал на Земле?

Сама Библия содержит много внутренних свидетельств, говорящих о жизни Иисуса Христа. В ней мы видим и истинные географические места, и исторические личности, указание на которые дает нам четкую привязку земной жизни Спасителя к тому контексту, в котором осуществлял свой земной путь Христос. Уже этих свидетельств будет достаточно, чтобы не сомневаться в историчности Иисуса.

Но в этой статье мы обратимся к внешним источникам, рассказывающим об Иисусе Христе. Эти источники находятся за пределами библейских повествований. Доказательства такого рода оставили нам люди, в основном далекие от христианства. Некоторые из них были даже врагами последователей Иисуса. Тем ценнее для нас их свидетельства о Христе.

В первом веке жил известный историк и военачальник Иосиф Флавий (37-100 гг.н.э.). Будучи иудеем, Иосиф очень неодобрительно отзывается о христианах, но вместе с тем дает нам очень ценное свидетельство о земной жизни Христа.

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени»1.

К моменту написания этого отрывка христианство уже сформировалось как отдельное религиозное течение. Иосиф свидетельствует о важных событиях: таких как распятие Христа и его Воскресение.

Другим серьезным источником, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В своем последнем и самом крупном сочинение «Анналы» (оригинальное название — «От кончины божественного Августа» он свидетельствует:
«Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех… кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады»2.

Эти строки Тацит написал примерно в 115 году н.э. Мы видим, что в первые века нашей эры христианство искоренялось жесточайшими гонениями. Своеобразным апогеем этих гонений было время правления императора Нерона, который обвинил христиан в пожаре, произошедшем в Риме. По свидетельству других источников, этот пожар Нерон организовал сам, чтобы расчистить территорию для своих садов.

Если бы жизнь Христа была выдумкой или иллюзией, если бы Его учение было плодом человеческого воображения, то захотели бы христиане идти на такие мучения за свою веру? Если бы они не были уверены в подлинности слов Христа, то стали бы они отдавать свои жизни за обман?

Свидетельство Тацита является мощным доказательством подлинности и историчности жизни Иисуса Христа.
Очередное свидетельство об Иисусе Христе и христианах мы можем найти у знаменитого историка Плиния. Из письма Плиния к императору Траяну:
«Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своем, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели обыкновение в определенный день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог».

Плиний говорит не только о гонениях на христиан, но и раскрывает этические нормы, бытующие в то время у христиан.

Древнегреческий писатель Лукиан (120-180 гг. н.э.) в основном писал сатирические произведения. В них он чаще всего высмеивал общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки, существовавшие в то время. Не обошел он вниманием и христианство, называя Иисуса Христа – софистом:
«…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам». Лукиан также несколько раз упоминает христиан в своей книге «Лжепророк Александр», в главах 25 и 29.

Эти свидетельства о Христе, вышли из-под пера людей, которые находились хронологически максимально близко к жизни Сына Божьего. Все люди, свидетельствующие о Христе, либо жили в то же время, которое описывает Новый Завет, либо общались с ближайшими потомками учеников Христа. Апостол Иоанн умер скорее всего в один год с Иосифом Флавием, что говорит нам о том, что историк знал не только об учении христиан, но и видел непосредственных свидетелей жизни Христа. Поэтому эти свидетельства принято считать максимально объективными.

Видный польский светский исследователь Библии Зенон Косидовский, рассматривая в своей книге «Сказания евангелистов» вопрос историчности Иисуса Христа, указывает на то, что «…нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса»3.

Сын Божий, Иисус Христос был реальной личностью. Он оставил человечеству одно из самых важных Откровений, Откровение о любящем Отце Небесном, который желает принять в свою семью каждого человека.
На основании учения Иисуса Христа образовалась мощная религия – христианство, последователи которого до сегодняшнего дня продолжают нести Благую Весть о спасении людям.
В канун Рождества предлагаю каждому человеку задуматься о важности покаяния и примирения с Богом. Такую возможность нам открывает Иисус Христос. С Рождеством Христовым!


1 Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XVIII 3.3 — Иисус Христос в документах истории. Сост. Б. Г. Деревенский. — СПб.: «Алетейя», 2007, стр. 54-57.
2 Корнелий Тацит. Анналы. Книга 15, параграф 44
3 Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1977. С. 233

МОЛИТВА КАЮЩЕГОСЯ ГРЕШНИКА
Господь Иисус, спасибо Тебе за Твою любовь ко мне. Благодарю тебя за Твои страдания и смерть на кресте, которые Ты претерпел ради меня. Спасибо, что Ты занял мое место на кресте, мною заслуженное, что Ты умер за мои грехи. Перед тобой я исповедуюсь в том, что я грешник, исповедуюсь в том, что грехи мои многочисленны. Со смиренным сердцем я прошу Тебя, Господи, прости мне все грехи мои. Господь, будь Спасителем моим, Господом моим. Я принимаю то, что Ты любишь меня, прощаешь меня, принимаешь меня и даруешь мне жизнь вечную. Прошу тебя, Господь мой Иисус, дай мне крепости жить ради тебя и любить других. Аминь.